MЕЧТА АУДИОФИЛА
Самые искушенные читатели, наверное, давно подметили: и ведущие профессионалы, и наиболее искушенные любители при выборе головного устройства для своей бескомпромиссной системы отдают предпочтение компонентам „Pioneer”. В частности, ставшей любимицей у участников автозвуковых соревнований связке CD-ресивера „DEX-P9R” с процессором „DEQ-P9”. Эта парочка „дирижеров” привела к победе не один руководимый ею „оркестр” из остальных аудиокомпонентов. Жаль только, что в него входили устройства других фирм. Усилителей и акустических систем, адекватных уровню вышеназванной связки, в доступном нам ассортименте „Pioneer” просто не было. У многих аудиофилов это вызывало искренние сожаления. Теперь они могут ликовать: на их улицу наконец-то пришел праздник. В модельном ряду прославленной японской корпорации появились топовые трехкомпонентные АС класса high end. О них мы уже писали в „С&М” №10 за прошлый год. На наших экспертов они произвели неизгладимое впечатление. Решена и проблема с созданием усилительной техники такого же высокого уровня. В помощь вышеназванным АС на свет появились топовые усилители „RS-A9” и „RS-A7”, первый из которых, кроме всего прочего, оснащен встроенным звуковым процессором.
Подробнее 13600

МонополияТак получилось, что в этом номере «Автозвука» встретились два кабриолета - вероятно, это следствие подсознательной реакции на наступление лета. Здесь мы представляем работу студии SV Art на базе шестилитрового «Мерседеса» - но не в формате ставшего у нас почти что массовым кузова 140, а существенно более экзотичного тюнингового AMG в W129. Владельцев простеньких «сто сороковых» аппаратов просим не огорчаться.

Звучит парадоксально, но SV Art имеет некоторый опыт в установке аудиосистем в кузов W129. Все дело в том, что это выглядит, примерно как «опыт огранки алмаза «Шах» - кузовов такого типа очень немного, и то, что заметная их часть обретает голос после госпитализации в отдельном боксе в студии на Монтажной - своего рода узурпация. Или монополия. Или репутация - назовите как угодно.
Подробнее 9407

Тратить время на рассуждения о том, что такое и зачем нужно сабвуферу акустическое оформление, а соответственно и программное обеспечение для его расчета, вероятно, необходимости нет. Приступим сразу и непосредственно к предмету рассмотрения - компьютерному программному обеспечению Speakershop, подготовленному специалистами фирмы JBL для разработки и расчета параметров акустического оформления сабвуферов. Сразу оговоримся, что программа хорошо сработает применительно и к домашней акустике, но это не наш случай, и что она позволяет производить вычисления не только для динамиков JBL, а собственно для самых разных изделий - были бы известны значения необходимых характеристик.
Подробнее 16665

О снижении интермодуляционных искажений и призвуков в громкоговорителях.

Разницу в звучании громкоговорителей при работе с различными УМЗЧ, в первую очередь, замечают, сравнивая ламповые и транзисторные усилители: спектр их гармонических искажений часто существенно отличается. Иногда заметные отличия бывают и среди усилителей одной и той же группы. Например, в одном из аудиожурналов оценки, данные ламповым УМЗЧ мощностью 12 и 50 Вт, склонялись в пользу менее мощного. Или оценка была необъективной?
Как нам кажется, автор статьи доказательно объясняет одну из мистических причин возникновения в громкоговорителях переходных и интермодуляционных искажений, создающих заметную разницу в звучании при работе с различными УМЗЧ. Он предлагает также доступные методы существенного снижения искажений громкоговорителей, которые достаточно просто реализуются с применением современной элементной базы.
Подробнее 48203

Сабвуфер может радикально изменить представление автолюбителя о звучании аудиосистемы и полностью раскрыть ее потенциал. Рассмотрим типы этих устройств.
Он сгладит многие изъяны, например, акцент на верхние частоты или недостаточно мощный средний бас; поднимет динамику и энергетику системы, вернет «потерянные» ранее инструменты в музыкальный ансамбль. У многих любителей хорошего звучания в автомобиле сабвуфер стал любимым звеном аудиосистемы.

Классификацию сабвуферов начнем с их разделения на готовые, корпусные динамики и на НЧ-головки, требующие акустического оформления.

Корпусные делятся на активные и пассивные. Первые оборудованы встроенным усилителем, вторые эффективно работают только с внешним усилителем. Главные преимущества корпусных сабвуферов — низкая цена и уже выполненное акустическое оформление. Нужно лишь при покупке аппарата не забыть соотнести его габариты с объемом багажника, а затем подключить НЧ-динамик к головному устройству. Как правило, корпусные модели снабжены ремешками, с помощью которых можно в любое время освободить багажник для чемоданов, на время оставив дома басы своей аудиосистемы.
Подробнее 22979

Мощность - один из основных параметров, используемых при сопоставлении головок громкоговорителей и акустических систем (далее просто громкоговорителей). Однако, если сравнение отечественных акустических аппаратов по этому параметру вполне правомерно и позволяет сделать правильные и однозначные выводы, то сопоставление нашей и зарубежной аппаратуры невозможно из-за различий в определении мощностей в соответствующих стандартах.

У нас в стране до настоящего времени использовались (ГОСТ 16122-78 и ГОСТ 9010-78) два вида мощности: номинальная и паспортная. Причем первая указывается в наименовании громкоговорителя: например, у 35АС-015 номинальная мощность 35 Вт, у 100АС-004 - 100 Вт и т. д.
Подробнее 12876

Сразу оговорюсь - данная антология никоим образом не претендует на звание пособия по ламповой схемотехнике. Схемы (в том числе исторические) отбирались по сочетанию технических решений, по возможности с "изюминками". А вкусы у всех разные, так что не взыщите, если не угадал... В старых схемах ряд номиналов приведен к стандартным.

Для повышения выходной мощности усилителей кроме "запараллеливания" ламп еще в 30-е годы применяли двухтактные каскады (push-pull). Для возбуждения двухтактного каскада необходимы два противофазных напряжения, которые проще всего получить при помощи трансформатора. Так до сих пор и поступают в самых бескомпромиссных конструкциях, но степень влияния междулампового трансформатора на качество сигнала едва ли не больше, чем выходного. Поэтому в подавляющем большинстве двухтактных усилителей для получения противофазных напряжений используется специальный фазоинверсный каскад.
Подробнее 30207

Сразу оговорюсь - данная антология никоим образом не претендует на звание пособия по ламповой схемотехники. Схемы (в том числе исторические) отбирались по сочетанию технических решений, по возможности с "изюминками". А вкусы у всех разные, так что не взыщите, если не угадал... В старых схемах ряд номиналов приведен к стандартным.

Самые простые по схемотехнике - однотактные усилители. Но это простота кажущаяся. Собранный из исправных деталей усилитель действительно заработает сразу. Но налаживание потребует усилий, особенно доводка выходного трансформатора. К нему предъявляются противоречивые требования. Для лучшей передачи низких частот требуется увеличивать индуктивность первичной обмотки (и сечение сердечника). А это ведет к увеличению полей рассеяния и паразитной емкости, что ухудшает передачу высоких частот. Секционирование обмоток помогает, но готовых рецептов нет. Кроме того, в однотактных усилителях для уменьшения намагничивания сердечника током анода он выполняется разрезным, с не магнитной прокладкой. Ее толщина и материал влияют на все параметры трансформатора. Есть и другие вредные факторы - входная емкость каскада, например. В общем, широкополосный усилитель - вещь серьезная. С полосовыми задача упрощается, но об этом в свое время.
Подробнее 27781

Демпинг-фактор (в отечественной литературе - коэффициент демпфирования) - характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой (акустической системой). В описании многих усилителей этот параметр приобретает почти мистический смысл. Какой же коэффициент демпфирования необходим и стоит ли гнаться за рекордными цифрами?

Усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ) по отношению к нагрузке делятся на два класса - источники напряжения и источники тока. Последние находят очень ограниченное применение, а практически все серийные модели являются усилителями - источниками напряжения.
Подробнее 12052

Многополосные акустические системы обеспечивают высокое качество звучания благодаря тому, что каждый громкоговоритель специально предназначен для воспроизведения определённой полосы частот и соответственно оптимизирован. Чаще всего в многополосных акустических системах звуковой спектр разделяется на две или три полосы. Для обеспечения горизонтальной результирующей АЧХ полосы частот, воспроизводимых каждым динамиком, должны перекрываться плавно, дополняя друг друга. Рассогласование между уровнями звукового давления по полосам и расширение зоны совместного действия динамиков приводят к искажениям АЧХ.
Подробнее 20512